Глоссарий

Глоссарий

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Аддитивные формы поведения - нарушение психического здоровья школьников, проявляющееся в сниженной переносимости трудностей повседневной жизни, скрытом комплексе неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремлением говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к их агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

Административный совет - создается с целью обеспечения стабильного функционирования образовательного учреждения. Совет рассматривает вопросы, связанные с ресурсным обеспечением образовательного процесса, управленческой деятельностью, развитием учебно-материальной и учебно-методической базы школы, взаимодействием с социальными партнерами.

Аксиология - философское исследование природы ценностей, их места в реальности и структуры ценностного мира, т. е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Актуализация - (лат. actio — действие, деятельность) — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

Акцентуация - (от англ. accentuation – выделение, подчеркивание) – крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Антропософия - (от греч. – человек и мудрость) – мистическое учение о человеке, включающее в себя методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному господству над природой (система психофизических упражнений, особая педагогика и т. п.); выделилась из теософии. Основателем антропософии является немецкий мистик Р. Штайнер (1861–1925).

Апробация - (от лат. approbatio – одобрение) – проверка, испытание с целью объективной оценки свойств, качеств чего-либо. Официальное одобрение, утверждение, вынесенное на основании испытаний.

Аттестация - определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

Базовый оклад, базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Бенчмаркинг - (от англ. benchmark – уровень, отметка): 1) подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации; 2) деятельность, посредством которой фирма изучает “лучшую” продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления возможных способов совершенствования ее собственных методов.

Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная организация - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительная программа - комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

Валеология - (от лат. valeo — "быть здоровым") – это наука, или философская концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Вальдорфское (Штайнеровское или Вальдорфско-Штайнеровское) образование - образование, основанное на принципах антропософии. Идеальный учебный план, согласно вальдорфскому подходу, направлен на развитие телесного, душевного и духовного развития учеников. На каждом уроке у ребенка, по возможности, должны быть задействованы мышление, чувство и воля. Вальдорфские школы работают по принципу "неопережения" развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно два в средней школе) и т. д.

Ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение - образовательное учреждение, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

Военно - патриотическое молодежное (или детское) объединение - является созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности и при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления военно - патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Враждебная агрессия -выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Гантт-график - планово-контрольный график в виде столбчатой диаграммы, которая графически представляет календарный план проекта или программы в виде набора параллельных и последовательных задач, выполняемых с привлечением различных ресурсов – исполнителей, материалов, инструментов.

Гендерная идентичность - (от англ. gender identity) – категоризация человеком себя как представителя мужской или как представительницы женской группы, усвоение и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, позиций, которые существуют в рамках той культуры, в которой рождается и вырастает человек.

Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений (примеров). Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению.

Главная аттестационная комиссия - комиссия по аттестации педагогических и руководящих кадров, ежегодно создаваемая Департаментом образования города Москвы для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию, на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений (организаций), подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательных учреждений (организаций) других ведомств, негосударственных образовательных организаций.

Государственная поддержка молодежных и детских объединений - понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Девиантное поведение - (лат. deviatio — отклонение) — поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Депривация - психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. Абсолютная депривация – невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из¬за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д. Относительная депривация – субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение "ценностных ожиданий" (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и "ценностных возможностей" (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности).

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ).

Деятельностный метод обучения - метод обучения, основанный на сообщении ученикам знаний с непосредственным включением детей в учебную деятельность.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и межличностных отношениях, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.). Дидактогения может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т. д.).

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. ДОТ используются образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования.

Дисциплина - (лат. disciplina — учёба, воспитание, школа) поведение направленное на порядок, подчинение приказам (одно из значений).

Дифференциация - (от лат. differentia – разность, различие) – разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени. В педагогике дифференциация – это ориентация ОУ на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Дифференциация - (от лат. differentia – разность, различие) – разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени. В педагогике дифференциация – это ориентация ОУ на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Длительный отпуск педагогических работников - отпуск на длительное время (сроком до одного года), на который педагогические работники образовательного учреждения имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Договор дарения - договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право.

Договор простого товарищества - объединение юридических и/или физических лиц без образования нового субъекта права (юридического лица) с целью достижения определенного результата коммерческого или некоммерческого характера.

Доминанта - главенствующая идея, основной признак или важнейшая часть чего-либо.

Доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал - сумма, определяемая как увеличение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный период.

Доход от целевого капитала - доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, определяемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск - ежегодный основной оплачиваемый отпуск продожительностью более 28 календарных дней предоставляемый педагогическим работникам. Продолжительность отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Жертвователи - физические лица или юридические лица, осуществляющие пожертвования некоммерческим организациям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на формирование целевого капитала посредством передачи в собственность некоммерческих организаций денежных средств.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Игра - в обыденном понимании забава, шутливое соревнование, лицедейство. В теории игра — ситуация, в которой участники ставят перед собой противоположные задачи и, находясь в условиях неопределенности, выбирают оптимальное решение. В математической теории игры рассматриваются модели конфликтов и содержательно описываются явления борьбы: спортивные состязания, военные действия, рынок, биржа, борьба человека с природой и т. п.

Инженерно-педагогические работники учреждения начального профессионального образования - относятся администрация, преподаватели, мастера (инструкторы) производственного обучения, воспитатели и другие члены трудового коллектива образовательного учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (специалистов), выполняющие воспитательные функции и участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.

Инновация - (позднелат. innovatio, англ. innovation - нововведение) (социально-психологический аспект) — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технологические И. Инновационная деятельность, не являясь процессом, поддающимся формализации, требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания.

Инструментальная агрессия - является средством достижения какой-либо цели.

Интеракция - (от англ. interaction – взаимодействие): 1) взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга посредством непрерывного диалога; 2) в социальной психологии – непосредственная межличностная коммуникация (“обмен символами”), важнейшей особенностью которой признается способность человека “принимать роль другого”, представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

Интериоризация - (от лат. interior – внутренний) – переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (например, формирование внутренней речи из внешней). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т. п. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и думать, не мешая окружающим.

Интроверсия - (от лат. intro – внутрь, verto – поворачиваю, обращаю) – характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности на явления собственного субъективного мира. Для интровертированного типа характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность.

Иррациональная установка - утверждение, истинность которого невозможно доказать логически и которое формируется на основе социальных норм и правил.

Истерический невроз - больные отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих. Отчаявшись привлечь внимание слишком озабоченных и занятых собой родителей, ребенок начинает проявлять свое право на любовь и привязанность капризами, истериками, демонстративным поведением.

Кадетская школа - реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Кластер - (от англ. сluster – гроздь, пучок) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Составление кластера –многофункциональный и гибкий прием, который широко применяется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Кластер помогает систематизировать информацию, увидеть связи между информационными блоками, развивает умение ее презентации. Процесс составления кластера включает в себя выделение смысловых единиц информации и графическое оформление их в определенном порядке.

Когнитивность - (лат. cognitio, "познание, изучение, осознание") термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых "психических состояний" (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого "контекстного знания" (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Кодификатор - (от лат. – codificator) – нормативный документ, созданный на основе кодификации, в котором кодовые обозначения объектов не определяются признаками классификации.

Компетентность - знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни.

Компетентность коммуникативная - (лат. competens — надлежащий, способный) — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Компетентность коммуникативная рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности

Компетентность социально-психологическая - (лат. competens — надлежащий, способный) совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав компетентности социально-психологической входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого. Компетентность социально-психологическая формируется в ходе освоения индивидом систем общения в условиях активного взаимодействия с социумом.

Компетенция - личностная способность специалиста (сотрудника) решать профессиональные задачи определенного уровня. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам специалистов компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Копинг, копинговые стратегии - (от англ. coping, coping strategy – совладающая стратегия) – то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе – переживание.

Косвенная агрессия - действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу).

Коучинг - (от англ. coaching – тренировка) – инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х гг. XX в.

Критическое мышление - один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Либидо - (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, разработанного Фрейдом, означает половое влечение, уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом. В более общем значении под либидо понимается энергия влечений к жизни, которая характеризуется как свободно перетекающий поток энергии от одной зоны внимания к другой.

Маскулинность - (от лат. masculinus – мужской) – комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. В современной социальной науке существуют разные концепции маскулинности. Так, эссенциалистский подход рассматривает маскулинность как природную категорию и определяет ее как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения. Согласно социальноконструктивистскому подходу, маскулинность – это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Данный подход подразумевает, что маскулинные черты формируются под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль.

Матетика - наука о целеполагании, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, т. е. предполагаемых плодов деятельности. Задачи матетики – изучение и разработка методики приобретения знаний из той или иной предметной области.

Межшкольный учебный комбинат - является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично собственником, обеспечивающей адаптацию обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования.

Ментор - персонаж древнегреческой мифологии с острова Итаки, который был воспитателем Телемаха, сына Одиссея. Имя Ментор часто употребляется как нарицательное, в смысле наставника или руководителя юношества.

Методическая служба - связующее звено между деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом.

Методический совет - профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи.

Мотивация - (от лат. movere – приводить в движение, толкать): 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Муниципальная система здравоохранения - включает в себя органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Наблюдательный совет в автономном учреждении - состоит не менее чем из пяти и не более чем из одиннадцати членов. Данный орган – новый для образовательных учреждений, его функцией является рассмотрение проектов наиболее важных решений, принимаемых учреждением, и выражение своего совещательного, а в отдельных случаях и обязательного мнения о них.

Народная медицина - методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Неврастения - невроз, возникающий в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, т. е. в широком смысле слова в психогенных условиях. При неврастении ребенок перенасыщен информацией.

Невроз - психогенное заболевание личности, вызванное расстройством нервно-психической сферы организма в результате эмоциональных травм и переживаний.

Некоммерческая организация – собственник целевого капитала - некоммерческая организация, созданная в организационноправовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Нервоз страха - расстройство нервной системы, обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. В этом случае ребенок постоянно охвачен беспокойством, страхом, он не уверен в себе, не может быть самим собой ни минуты. Ему все время мерещится какая-то опасность

Нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Нормы труда - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Оздоровление и отдых детей - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 170-ФЗ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма.

Оптант - (от лат. optatio – желание, выбор) – субъект выбора. Это может быть, в частности, клиент в профориентационной консультации, обращающийся за помощью в выборе профессии.

Организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 170-ФЗ).

Охрана здоровья граждан - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Парадигма - универсальный метод принятия эволюционных решений. Парадигма может быть: абсолютной; научной; государственной; личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой. К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Личная парадигма – это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Парадигма в методологии науки – совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Парциальные оценки - отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия учителя по ходу опроса, которые влияют на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивают интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязания, насыщение и т. д.). Подобная оценка не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, она относится не к системе знаний и даже не к предмету в целом, а к известному частичному знанию или навыку.

Паспорт здоровья школьника - комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, о его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах.

Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Первая доврачебная помощь - комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Ее должен оказывать тот, кто находится рядом с пострадавшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибытия медицинского работника.

Первичная медико-санитарная помощь - является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.

Платные образовательные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями - обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.

Получатели дохода от целевого капитала - некоммерческие организации, за исключением государственных корпораций, политических партий и общественных движений. Получателем дохода от целевого капитала некоммерческой организации – собственника целевого капитала, не являющейся специализированной организацией, является только данная некоммерческая организация.

Попечительский совет - форма самоуправления государственного образовательного учреждения, которая регулирует взаимоотношения между всеми участниками благотворительного процесса. Совет принимает участие в формировании сметы расходов и доходов, разработке благотворительных программ.

Портфолио - (от англ. portfolio – папка с образцами работ) – собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

Продукты детского питания - пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма.

Продукты диетического питания - пищевые продукты предназначенные для лечебного и профилактического питания.

Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

Профессиограмма - подробное описание психофизиологических, психологических, эргономических, производственных, технических требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить соответствие работника этим требованиям. В профессиограмме указываются функции профессии, затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Профильная школа - институциональная форма реализации профильного обучения. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация, планирование и реализация профессиональной карьеры (получение профессии, трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников.

Психологическое проектирование - разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Ранжирование - (от фр. ranger – ставить в ряд) – способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при посредстве порядковой шкалы.

Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Репрезентативная выборка - одно из ключевых понятий выборочного метода анализа данных. Это выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой она извлечена, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель генеральной совокупности, которую она должна отражать.

Реферат - (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.

Рефлексия - (от лат. reflexio – обращение назад): 1) способность разума обращать свой “взор на себя”; 2) мышление о мышлении; 3) анализ знания с целью получения нового знания или преобразования неявного знания в явное; 4) самонаблюдение за состоянием ума или души; 5) выход из поглощенности жизнедеятельностью; 6) исследовательский акт, направляемый человеком на себя и т. п. В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия в упрощенном определении – это "разговор с самим собой" .

Самоанализ - оценка индивидом своих собственных поступков и переживаний.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Синквейн - (от англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX в. под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации и среза оценки понятийному и словарному аппарату учащихся.

Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей .

Соматическое здоровье - физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей. Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, включающая в себя базовые потребности (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.).

Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная адаптация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 170-ФЗ).

Социально-психологическая профилактика - система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.

Социально-психологический мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 170-ФЗ).

Социальный лифтинг - (от англ. lifting – поднятие) – предоставление одинаковых возможностей разным социальным группам, привитие философии успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой конкурентоспособной личности, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Социометрия - (лат. societas — общество + греч. metreo — измеряю) — разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической С. лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические — состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.

Специализированная организация управления целевым капиталом - некоммерческая организация, собственник целевого капитала, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Стретчинг - комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий, повышения подвижности и гибкости суставов. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает эластичность мышечных тканей, обладает позитивным психологическим эффектом: улучшает настроение, повышает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствие в целом. Занятия стретчингом считаются эффективной профилактикой против отложения солей в суставах и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека. Начал утверждаться в качестве общезначимого принципа человеческого общения после буржуазных революций, однако до сих пор постоянно нарушается, ограничивается или отвергается на межличностном, межгрупповом и государственном уровнях.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Тьютор - (от англ. tutor – домашний учитель, гувернер, наставник) – в условиях дистанционного обучения: преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организует эффективное изучение курса, проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачей тьютора является также проведение очных групповых тьюториалов (семинаров) для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий - документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов.

Управляющая компания - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Управляющий совет - коллегиальный орган, реализующий установленные законодательством принципы самоуправления в школе и ее автономности в вопросах, отнесенных законодательством РФ к самостоятельной компетенции школы: утверждение программы развития школы, утверждение отчета по итогам учебного и финансового года, принятие локальных актов, согласование “школьного компонента”, бюджетной заявки, сметы расходов и т. п.

Устойчивое развитие - процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений

Фемининность - (от лат. femina – женщина, самка) – совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, присущих женщине (отличающих ее от мужчины). Традиционно считается, что фемининность биологически обусловлена, ей приписываются такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, заботливость, эмоциональность и т. п. Согласно же феминистским исследованиям, фемининные черты не являются врожденными, а формируются родителями, воспитателями, учителями под влиянием гендерных стереотипов

Физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Физичеческая агрессия - (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта.

Целевой капитал - сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Целеполагание - установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть – усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей, формирование компетенций, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место и так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т. п.

Частная медицинская практика - оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Частная система здравоохранения - включает в себя лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Школьная зрелость - (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.

Эвристическая беседа - (от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю и беседа) – форма эвристического обучения, ставящая целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению приобретают новые знания.

Эгоцентризм - (в психологии развития) [лат. ego — я + centrum — центр] — характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин "эгоцентризм" не несет моральной нагрузки.

Эйдос - (греч. – вид, облик, образ) – термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл – "конкретная явленность абстрактного".

Эйдос-конспект - прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эйдос-конспект соединяет в себе опорный конспект (теоретические знания) и иллюстрации к произведению. При составлении эйдос-конспекта у обучающегося оказываются задействованы оба полушария мозга, включается и логическое, и образное мышление. Выделяют три вида эйдос-конспектов: цветовые (в основе – символика цвета), графические (опорные схемыграфики) и художественные (в основе – рисунок, фотография или коллаж).

Экспертная оценка - количественная и качественная (обычно в баллах или порядковых номерах, рейтингах) оценка процессов и явлений, экономических величин, показателей, выполняемые экспертами на основе суждений. Чаще всего к такой оценке приходится прибегать, когда анализируемая величина не поддается непосредственному измерению, учету.

Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстраверсия - характеристика определенного типа личности. Согласно Юнгу, человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Как особые формы эмпатии выделяют сочувствие и сопереживание.

Этнопедагогика - (от греч. еthnos – племя, народ и педагогика) – наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Этнопедагогика сформировалась во второй половине XX в. как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических и психологопедагогических наук.

Этнофор - (греч. ethnos – племя, народ; fora – наружу, вне, вперед) – человек в роли носителя этнических черт определенной нации, народности или племени. Каждая личность несет в себе культуру своего народа, т. е. представляет окружающим характерные черты его поведения, речи, быта, традиций. Этнофор – мельчайшая единица этноса – исторически сложившегося на определенной территории устойчивого социального коллектива людей, объединенных общностью языка, своеобразием культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.

Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и др. качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.